Греки не только добились существенного прогресса в понимании космоса, но и далеко превзошли своих предшественников в знаниях о человеческом теле. Догреческая медицина была почти полностью ограничена религией и ритуалами. Болезнь считалась результатом божественной немилости и человеческого греха, с которой нужно бороться заклинаниями, молитвами и другими мерами умилостивления. В 5 веке ДО Н.Э. произошли революционные изменения, которые связаны с именем Гиппократа. Именно Гиппократ и его школа под влиянием расцвета натурфилософии первыми настояли на том, что болезнь - это естественное, а не сверхъестественное явление. Считалось, что даже такие поразительные болезни, как эпилепсия, чьи припадки, казалось, были вызваны божеством, возникают по естественным причинам внутри организма.
Расцвет медицинской науки в древности был достигнут в конце эллинистического периода. Большая работа была проделана в Александрийском музее, исследовательском институте, созданном под греческим влиянием в Египте в 3 веке ДО Н.Э. для поддержки обучения в целом. Исследовались сердце и сосудистая система, а также нервы и мозг. Были описаны органы грудной полости и были предприняты попытки выяснить их функции. Именно на этих исследованиях и на своих собственных вскрытиях обезьян и свиней последний великий врач древности, Гален из Пергама, основал свою физиологию. По сути, это была трехсторонняя система, в которой так называемые духи — природные, жизненные и животные — проходили соответственно по венам, артериям и нервам, чтобы оживлять тело в целом. Попытки Галена соотнести терапию со своей физиологией не увенчались успехом, и поэтому медицинская практика оставалась эклектичной и зависела от выбора врача. Обычно оптимальным выбором считался тот, который предлагали Гиппократы, которые полагались в первую очередь на простую, чистую жизнь и способность организма самовосстанавливаться.
Наука в Риме и христианство
Апогей греческой науки в трудах Архимеда и Евклида совпал с ростом римской власти в Средиземноморье. Греческое искусство, литература, философия и наука произвели на римлян глубокое впечатление, и после завоевания Греции многие греческие интеллектуалы служили домашними рабами, обучая знатных римских детей. Однако римляне были практичным народом, и, хотя они с благоговением взирали на греческие интеллектуальные достижения, они также не могли не спросить, какую пользу это принесло грекам. Римский здравый смысл был тем, что делало Рим великим; науку и философию либо игнорировали, либо низводили до довольно низкого статуса. Даже такой эллинофил, как государственный деятель и оратор Цицерон, использовал греческую мысль скорее для поддержки старых римских обычаев, чем как источник новых идей и точек зрения.
Дух независимых исследований был совершенно чужд римскому сознанию, поэтому научные инновации остановились. Научное наследие Греции было сжато и искажено в римских энциклопедиях, основной функцией которых было развлечение, а не просвещение. Типичным представителем этого духа был аристократ 1-го века Н.Э. Плиний Старший, чья естественная история представляла собой многотомное собрание мифов, странных историй о чудесных существах, магии и некоторой науки, некритично перемешанных для возбуждения других аристократов. Аристотель был бы смущен этим.
На пике своего расцвета Рим объединил в своей империи множество народов с различными обычаями, языками и религиями. Одной религиозной сектой, которая оказалась более значимой, чем остальные, было христианство. Иисус и его царство были не от мира сего, но его ученики и их последователи были. Этот мир нельзя было игнорировать, даже несмотря на то, что забота о мирских вещах могла быть опасной для души. Итак, ранние христиане подходили к мирской мудрости своего времени двойственно: с одной стороны, риторика и аргументы древней философии были ловушками и заблуждениями, которые могли ввести в заблуждение простых и неосторожных; с другой стороны, искушенные и образованные люди империи не могли быть обращены, если христианское послание не было представлено в терминах и риторике философских школ. Не успев опомниться, ранние христиане были вовлечены в метафизические споры, некоторые из которых касались физики. Какова, например, была природа Иисуса в чисто физических терминах? Как это было возможно, что у кого-то могли быть две разные сущностные природы, как утверждалось для Иисуса? Такие вопросы показали, насколько важным знание аргументов греческих мыслителей о природе субстанции может быть для тех, кто занимается созданием новой теологии.
Таким образом, древняя наука не умерла с падением Рима и оккупацией Западной империи племенами германских варваров. Безусловно, светильник познания горел очень слабо, но он не погас. Монахи в монастырях добросовестно переписывали классику древней мысли и раннего христианства и сохраняли их для потомков. В монастырях продолжали преподавать элементы древнего учения, поскольку на Латинском Западе мало что сохранилось, кроме элементарного. На Востоке Византийская империя оставалась сильной, и там продолжались древние традиции. За тысячелетие, последовавшее за падением Рима, было сделано мало оригинальных работ, но древние тексты были сохранены вместе со знанием древнегреческого языка........... Этому было суждено стать драгоценным источником знаний для Латинского Запада в последующие столетия.